DX Термин "DX" (читается как Ди-Экс) в известной американской энциклопедии Funk & Wagnall's 1912 года определён, как сокращение от Distance - расстояние.
Происхождение термина "DX" можно найти в истории ранней телефонии. Из воспоминий Уолта G3NYY: «В 1960-е годы я работал на телефонных станциях в Великобритании. На старых ручных коммутаторах с гнёздами и штекерами на шнурах, гнёзда входящих сообщений от дальних коммутаторов отмечались над гнездом символами "DX". Девушка-оператор втыкала штекер в это гнездо и объявляла номер своего коммутатора, подтверждая оператору дальнего коммутатора, что включилась на правильную линию». По материалам сайта http://ac6v.com
CQ ARRL: Телеграфный вызов CQ (читается как Си-Кью) родился в телеграфной службе Англии около века назад и означал «Всем станциям. Внимание всем почтовым телеграфным конторам необходимо принять сообщение». Как и многие другие телеграфные термины, появившиеся сначала в проводной связи, сигнал CQ был взят в радиосвязь и использовался в качестве общего вызова всем судам, оснащённым радиостанциями компании Маркони. Другие компании использовании сигнал KA, пока Лондонская конвенция в 1912 году не утвердила сигнал CQ в качестве основного сигнала «внимание всем». До сих пор CQ означает буквально «внимание».
Но почему именно эти буквы – CQ? От французского securite, читается «сикюритЭ» Означает «безопасность», в данном случае «внимание». До сих пор Береговая охрана США перед передачей сообщения об опасности на море, на канале 16 морского диапазона УКВ, три раза произносит слово securite. Есть также и английская подстановка этих букв - "seek you” – "ищу тебя", но видимо эти буквы были подставлены позже самого появления данного сигнала. AC6V, WI7B По материалам сайта http://ac6v.com
Из книги "Известные спасательные операции на море»: автор Баарслаг (Baarslag): «К 1904 году ряд кораблей, работающих на торговом трансатлантическом пути, были оборудованы телеграфными радиостанциями. Английские операторы почти все были из проводных телеграфистов, раньше работавших на железной дороге или почте и перешедших на море, осваивать новый вид связи. С собой они взяли не только код Морзе, но также и многие телеграфные сокращения и сигналы. Один из них был общий вызов – CQ, передававшийся для привлечения внимания всех операторов на проводе. Он передавался перед сигналом времени в 10 утра, а также перед всеми сообщениями для общего сведения.
Сигнал CQ пришёл на море и стал сигналом общего вызова всем судам.
«В начале 1904 года компания Маркони, понимая необходимость введения некоторого общего сигнала бедствия, выпустила общее указание: «До нашего сведения было донесено, что сигнал CQ (всем станциям), хотя и удовлетворяет общим требованиям, недостаточно выражает срочность, необходимую для сигнала бедствия. Поэтому, начиная с 1 февраля 1904 года, сигнал, передаваемый судном в случае бедствия или в другом случае, требующим помощи, должен быть CQD”. Это означает, что до 1 февраля 1904 года некоторые суда в качестве сигнала бедствия передавали CQ и возможно такой вызов не привлекал необходимого внимания (это было до введения минут молчания два раза в течение часа и диапазон 600м представлял собой кучу-малу из сигналов, на обычный CQ могли не обратить внимания). KH2PZ/KH6
SOS В 1906 году Международная конференция по радиосвязи на море, проводившаяся в Берлине, попыталась как-то стандартизировать кодовые сигналы, посылаемые судами в случае бедствия. Если англичане на тот момент в основном пользовались сигналом бедствия CQD, общий вызов был CQ, немцам это не нравилось, они настаивали на сигнале SOE, но их предложение было отклонено, так как буква E на конце, точка, легко терялась при передаче. Конференция наконец остановилась на сигнале SOS … --- … , который был легко различим в эфире и даже начинающие радиооператоры его могли легко передавать. Буквы SOS (читается как Эс-О-Эс) были выбраны исключительно из-за простоты их передачи и лёгкости распознавания, а не как сокращение Save Our Souls или Save Our Ship (спасите наши души, спасите наш корабль). Конференция была международной, на ней присутствовали представители разных европейских стран, говорящих на разных языках, маловероятно, чтобы они остановились на сокращении, понятном только англоязычным морякам.
Великобритания и ряд других стран приняли предложения Берлинской конференции к 1908 году, но радиооператоры на британских судах этот сигнал в основном игнорировали. Когда в апреле 1912 г. лайнер Титаник налетел на айсберг, радист Титаника Джек Филипс начал посылать старый сигнал бедствия CQD другим судам. По словам Харольда Брайда, младшего оператора Титаника, он в шутку предложил: «передавай SOS, это новый сигнал, может быть у тебя больше не будет возможности его передать» и Филипс стал чередовать сигналы SOS и CQD. Но хотя SOS был в 1912г. «новым» для англичан, потому что они его до этого не применяли, он был не новым, и его применяли неоднократно для спасения на море, по крайней мере документально это зафиксировано с 1909 года, сигнал SOS использовался несколько раз при спасении американских и канадских судов. По материалам сайта http://www.snopes.com
HAM
Определение (термин) HAM (произносится Хэм) изначально присутствовало в «Телеграфном инструкторе» Дж.М.Доджа (G.M. Dodge's «The Telegraph Instructor») ещё до появления радиосвязи (прибл. в 1899 г.). Означало оно буквально следующее: «HAM - a poor operator», а именно: «ХЭМ - плохой оператор». Как же так? Почему же тогда мы, современные радиолюбители с гордостью называем себя ХЭМами? Всё объясняется просто, время часто изменяет суть слов или понятий… Как же это было?
С появлением радиосвязи её основным назначением стала связь с подвижными объектами (в первую очередь – с морскими судами), в эти годы интенсивно строились береговые радиостанции, а суда оснащались средствами радиосвязи. Это понятно, к тому времени населенные пункты страны (в данном случае, США) худо - бедно уже были связаны проводными телеграфными линиями. Первыми радиооператорами стали бывшие «линейные» телеграфисты. Они принесли с собой большинство профессиональных традиций и язык их прежней профессии.
В то время каждый искровой передатчик занимал широкий спектр частот доступного диапазона. Правительственные станции, суда, береговые станции, а также постоянно увеличивавшееся число радиолюбительских станций – все применяли широкие искровые сигналы, создавая друг другу помехи в очень уж простых на тот момент радиоприёмниках. Как это ни странно, но уже тогда многие радиолюбители умудрялись «выжимать» большую мощность. Так, два радиолюбителя, находясь в одном городке и «разговаривая» телеграфом на своих искропередатчиках друг с другом, могли полностью заблокировать работу всех близлежащих коммерческих радиостанций.
Естественно, когда это случалось, разъяренные профессиональные радисты, у которых пропадала связь, например, с удалённым судном, передавали что-то вроде : «SRI OM THOSE #&$!@ HAMS ARE JAMMING YOU», то есть: «ИЗВИНИ, ДРУГ, НО ЭТИ #&$!@ (непроизносимо) ПЛОХИЕ ОПЕРАТОРЫ ТЕБЯ ЗАБИЛИ».
Радиолюбители, не зная возможно, о настоящем значении термина «хэм», стали с гордостью называть себя «хэм-операторы» По материалам с сайта American Radio Relay League – ARRL
|