"явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ,
и богатящихся отпустил ни с чем;". (Лк. 1, 51-53)
5 марта 1946 года американские радиостанции транслировали из спортзала
Вестминстерского колледжа в Фултоне (штат Миссури, США) небезизвестную речь Уинстона Черчилля,
которую одна нью-йоркская газета тогда же назвала "объявлением идеологической войны
России". 8 марта 1946 года Радио Москвы сообщило о выступлении Черчилля, как о
"сделанном в исключительно агрессивном тоне". Началась "холодная война",
одним из инструментов которой снова стала радиопропаганда. Уже в 1947-м году в СССР заработали
первые "глушилки" - специальные передатчики, мешавшие приему сигналов ряда зарубежных
радиостанций.
Западным "голосам" поиск антисоветского материала для своих программ не
составлял особого труда - наша действительность тех лет сама давала обильную пищу злым языкам. Но в
одном они серьезно просчитались. В своей фултоновской речи Уинстон Черчилль, говоря о целях Запада в
холодной войне, отметил среди всего прочего: "коммунистические партии … составляют возрастающий
вызов и опасность Христианской Цивилизации". Говоря о Христианской
Цивилизации он имел ввиду прежде всего страны Британского Содружества наций, страны Западной Европы
и США. Для борьбы с идеологией воинствующего атеизма ряд западных радиостанций взяли на вооружение
и этот тезис Черчилля, и в их сетке вещания появились религиозные программы на русском языке.
Такую программу русской службы Би-Би-Си организовал в
1955-м и бессменно вел до 1979 года священник Сербской Православной Церкви
Владимир Родзянко. Внук последнего председателя Государственной Думы Михиала
Родзянко Владимир Михайлович Родзянко родился 22 мая 1915 года в Малороссии
и около пяти лет от роду вместе с родителями эмигрировал в Югославию после
октябрьского переворота 1917 года. Еще мальчиком он прислуживал в алтаре во
время литургии в русской Троицкой церкви в Белграде. В 1933-м году он окончил
1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде и поступил на богословский
факультет Белградского университета, который успешно окончил. Над диссертацией
работал в Оксфорде. В марте 1941 года он был рукоположен в сан священника. Во
время войны отец Владимир был настоятелем сельского храма на севере Югославии,
сотрудничал в Красном Кресте.
После войны в Югославии к власти пришли коммунисты под руководством
маршала Тито и в 1949-м году отец Владимир был арестован за "незаконную религиозную
пропаганду". Два года он провел в лагерях. После освобождения в 1951-м был выслан
во Францию, откуда переехал с семьей в Англию.
"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению,
все содействует ко благу". (Рим. 8, 28)
При Никите Хрущеве, в разгар холодной войны, в Советском Союзе с новой
силой возобновились гонения на Русскую Православную Церковь. Богоборческие власти в
принудительном порядке закрывали храмы и духовные школы, разгоняли монастыри, а сам
Хрущев обещал показать людям "последнего попа". Для православных христиан в
нашей стране снова наступило нелегкое время, трудно было даже с православной литературой.
В обстановке искусственно созданного духовного удушья православная программа на Би-Би-Си,
которую вел отец Владимир, для многих стала вторым дыханием. Радиопроповеди и беседы на
духовные темы, трансляции православных праздничных богослужений нашли у нас много
благодарных слушателей. О том, что значили для "малых сих" (Мф. 18, 6)
эти радиопередачи, красноречиво говорит такой случай. Спустя много лет, когда в конце
1980-х епископ Василий (с таким именем отец Владимир принял монашество после смерти жены)
приехал в Россию, его пригласили служить в отдаленный храм. Добираясь через лес по
пустынной проселочной дороге он невольно оказался на месте аварии: на дороге, склонившись
над телом погибшего старика, стоял мотоциклист, рядом валялся перевернутый мотоцикл с
коляской. Владыка подошел, расспросил о случившемся. Оказалось, что сын вез отца в коляске
мотоцикла и тот в аварии погиб. Епископ Василий предложил отпеть покойного если тот был
православным. Сын рассказал, что поблизости не было храма и поэтому его отец не посещал
богослужений, но часто слушал радиопрограмму священника Владимира Родзянко на Би-Би-Си и
называл его своим духовным отцом. "Тот священник, о котором говорил ваш отец, - это
я", - признался владыка и вместе с потрясенным сыном отслужил над погибшим заупокойную
службу.
Совсем недавно, в начале августа 2003 года ушел из
земной жизни митрополит Антоний (Блум). Владыка Антоний жил в Лондоне,
где возглавлял Сурожскую епархию Русской Православной Церкви. В нашей
стране он также известен своими радиобеседами в религиозной программе
русской службы Би-Би-Си, которые затем распостранялись в виде
магнитофонных записей, неоднократно издавались в виде отдельных книг
или входили в состав сборников его проповедей и выступлений.
Андрей Борисович Блум родился 19 июня 1914 года в
Лозанне, в семье российского дипломата. После революции его семья
оказалась в эмиграции во Франции, где он получил образование - окончил
биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В сентябре 1939 года
он тайно принес монашеские обеты. Во Вторую мировую был хирургом
французской армии, затем еще пять лет - врачом французского Сопротивления.
Монашеский постриг с именем Антоний, в честь преподобного Антония
Киево-Печерского он принял 16 апреля 1943 года. После войны продолжал
медицинскую практику, а в конце 1948 года был рукоположен в сан иеромонаха
и направлен на пастырское служение в Англию.
"В первой своей сегодняшней беседе я хочу поставить два вопроса:
почему верующий человек молится? И доступна ли молитва еще не верующему человеку? Но,
может быть, раньше всего следовало бы сказать, что такое молитва. Молитва - это крик
души, молитва - это слово, которое вырывается из сердца", - такими словами
начинался цикл радиобесед о молитве митрополита Антония на Би-Би-Си в 1980-м году. В словах
митрополита Антония не было фальши, его слово было живым потому, что он сам верил в Бога
Живого. Его искренне полюбили в России, а его голос до сих пор иногда звучит на Би-Би-Си
в записи. Почти всю жизнь митрополит Антоний прожил на Западе, но, оставаясь в лоне
Русской Православной Церкви, не терял духовную связь с православным русским народом и
многим людям помог эту связь обрести. Его миссионерская деятельность в мире, который
"лежит во зле" (1 Ин. 5, 19), отмечена многими наградами, в том числе
иностранными (например Ламбетский крест англиканской церкви, 1975 г.), а глава
англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуан Уильямс сказал о нем так:
"С его помощью британцы, в течение долгих лет его служения здесь, осознали, что
Православная Церковь - это не какое-то странное и слегка эксцентричное явление на
периферии христианства, а место, где люди могут обрести что-то очень важное, где можно
достичь больших глубин".
"Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама
собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе".
(Мк. 4, 26-28)
Семя веры, брошенное в этих радиопередачах, не могло
не принести свои плоды и изменило жизнь многих людей. В мае 1981 года,
выступая перед студентами университета города Санта-Круз (штат Калифорния),
американский православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) уверенно
говорил о начавшемся глубоком духовном возрождении России. По-видимому у
него были основания это утверждать, хотя никаких политических изменений
общественное устройство нашей страны тогда еще не претерпело.
С тех пор прошло не так много времени. Московский Храм
Христа Спасителя, взорванный 5 декабря 1931 года, восстановлен и снова
возвышается над Москвой-рекой, в Киеве восстановлен Успенский собор
Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, восстанавливаются разрушенные и
строятся новые храмы, вновь открываются монастыри и духовные школы, при
православных приходах действуют воскресные школы для детей и взрослых,
в программе российских средних школ появился новый предмет - Основы
православной культуры, нет недостатка в православной литературе, в
Пасхальную ночь в храмы привозят из Иерусалима Благодатный огонь.
И наконец 17 мая 2007 года в Москве, в Храме Христа Спасителя
первоиерархами Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной
Православной Церкви был подписан Акт о каноническом общении -
восстановлено единство Русской Православной Церкви и духовное
единство русского народа: закончилась гражданская война, наступило
"лето Господне благоприятное" (Лк. 4, 19).
Духовное возрождение России нашло свое отражение и в
радиоэфире. К некогда единственной православной радиостанции "Голос
Православия", созданной еще в конце 70-х годов прошлого века
потомками первой русской эмиграции, присоединились "Радио Радонеж"
и "Град Петров". Интервью, радиобеседы и проповеди теперь часто
можно послушать на волнах как местных, так и общероссийских радиостанций,
а в прямом эфире "Радио Радонеж" радиослушатель может задать свой
вопрос православному священнику. Чтению православной духовной литературы
посвящена часовая радиопрограмма "Евангельские чтения", которую
на недорогой радиоприемник слышно в диапазоне средних волн на частоте 1089
кГц в полночь по московскому времени далеко за пределами России. Да и
"Голос Православия" использует теперь для вещания в диапазоне
коротких волн передатчик в Казахстане, а не в Португалии или в Африке. Кто
не выбросил тот свой старый радиоприемник, в котором еще не было FM-диапазона,
теперь может не жалеть об этом.
"Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией,
то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих". (1 Кор. 1, 21)
В своей речи в Фултоне в 1946-м году Уинстон Черчилль сказал:
"Что тогда является полной стратегической концепцией, которую мы должны провозгласить
сегодня? Это ничто иное, как безопасность и благосостояние, свобода и прогресс для всех домов
и семей, ...в которых добытчик заработной платы борется против проблем и трудностей жизни,
охраняет жену и детей от нужды и лишений и воспитывает в семье страх перед
Богом". С этих его слов началась холодная война. Прошли десятилетия, и
вот при подготовке европейскими институтами власти текста Европейской Конституции в ее
преамбулу уже не хотят включать упоминание о христианских корнях Европы! Более того, в
результате проведенного недавно опроса выяснилось, что каждый шестой пастор в Нидерландах
не уверен в существовании Бога! В июне 2001 года, в одном из последних своих интервью
митрополит Сурожский Антоний, отзываясь о состоянии духовной жизни Запада, сказал:
"Понимаете, в чем дело: Англиканская церковь, так же, как и другие западные
церкви, за последние пятьдесят лет потеряли очень много веры. Не формы, а самой веры.
Веры в реальность воплощения, в реальность Воскресения Христова, веры в реальность
Святых Таин".
Итак, провозглашенные Уинстоном Черчиллем цели достигнуты не были, скорее
наоборот - Западная Европа перестала быть Христианской Цивилизацией. Так называемую
"холодную войну" Запад проиграл.
Фотоиллюстрации:
Владимир Родзянко выбирает пластинки, готовясь к передаче Русской службы BBC, октябрь 1963 года (фото из архива BBC), и епископ Василий в 1980-е;