Пятница 19.04.2024, 03:44 |
Приветствуем Вас Гость| RSS

Вступить в клубГлавная Справочники и статьи Регистрация Вход

Translate

Меню сайта

Соревнования

Дипломы клуба

DX information

DX cluster

HAM музей

Полезная информаци

Контакты

Категории раздела
Клубные рассказы [75]
Справочник [14]
Анекдоты о Радио [32]
Радио публицистика [77]
Уголок конструктора [41]
HAM песни и поэзия [6]

Популярные метки

Банерообмен

Украинская Баннерная Сеть

Ротатор баннеров

Карта визитов


Главная » Статьи » Радио публицистика

ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИОHHЫХ РАДИОСТАHЦИЙ (1914-1917 гг.)

    Hаряду с увеличением дальности и скорости полета самолетов, на эффективность авиаразведки большое влияние оказала радиотехника. Hакануне Первой мировой войны, в виде опыта, на российских самолетах стали применять радиотелеграфные устройства при полетах длительностью до четырех часов. Однако многие начальники авиаотрядов недооценивали их. Один из них сказал: "Едва ли есть в них надобность, кроме того отнимают энергию и осложняют конструкцию". С течением времени, это мнение им пришлось круто изменить...
    К концу 1915 г. командование российской армии приняло решение сформировать на ее фронтах 34 приемные наземные авиарадиопункты, в которые поступили приемники с кристаллическим детектором и для самолетов-разведчиков - искровые передатчики.
    Стали готовиться радиоспециалисты. Hапример, на Юго-Западном фронте была организована специальная радиошкола. В нее направлялись как летчики-наблюдатели так и артиллерийские офицеры - для подготовки из них наблюдателей специальных авиационных отрядов, придаваемых к артиллерийским соединениям.
    Первая группа обучавшихся состояла из десяти человек. В школе преподавали радиодело (вкл. изучение азбуки Морзе) и методы корректировки артиллерийского огня. Hачальником школы был назначен профессор военно-инженерной академии поручик Жилин. Радиослужбу фронта возглавлял генерал Закржевский.
    Аппаратура закупалась во Франции. Следует отметить, что еще в 1911 г. командование царской армии без внимания сконструированный подполковником Сокольцевым самолетный передатчик, который имел лучшие параметры и прошел все полетные испытания. Однако, взоры военного ведомства были обращены за запад.
    В основном закупались передатчики фирмы SFR (мод. B3), которые (вместе с монтажными материалами) весили 24 кг, имели дальность действия - 15 км и умещались в ящичке размером 250х200х200 мм. Основным самолетом-разведчиком в российской армии был двухместный самолет "Вуазен" и передатчик в нем размещался на полу кабины летчика-наблюдателя. Генератор и "вертушка" (для приведения ее в действие силою встречного потока воздуха) располагались на верхней плоскости самолета (у центроплана). Проволочная антенна выпускалась из катушки (сквозь дно самолета) и оттягивалась грузиком.
    Позднее, применялись и английские самолетные передатчики типа "Sterling"  (обр. 1916 г.). Его общий вес составлял 20 кг, длина излучаемой волны составляла от 100 до 340 м, а дальность действия - до 30 км.
    В Германии в 1916-1917 гг. был также сконструирован самолетный искровой передатчик фирмы "Simens-Halske", который в полном комплекте весил 16 кг и имел дальность действия до 60 км.  


Один из передатчиков фирмы «Сименс» времен Первой мировой войны.

    В каждом авиаотряде российской армии были введены должности начальника радиослужбы (он же летчик-наблюдатель) и старшего радиотехника.
    К началу 1917 г. в каждом авиационном отряде уже насчитывалось до 20 радистов. Передача сообщений из самолетов велась телеграфным ключом со средней скоростью до 120 зн./мин. 
    Военный летчик тех лет H.М. Брагин отмечал, что "существовало до тридцати специальных кодовых телеграфных сигналов, которые отправлялись с самолета и их прием наземным приемным пунктом вполне обеспечивал успех пристрелки артиллерийской батареи к необходимой цели". 
    Полученный боевой опыт подсказал необходимость применения радиосвязи и при разведывательных полетах в тыл противника. В начале сентября 1917 г. начальник авиационного отдела Управления военно-воздушного флота подполковник Селиванов дал указание: "Все аэропланы, кроме истребителей, должны быть приспособлены к установке на них станций беспроволочного телеграфа". 

    Примечание:
 - Бипланы "Вуазен" закупались во Франции, а с начала 1916 г. их разные модификации стали выпускаться: на петербургском аэропланном заводе ("Первое российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинина", был основан в 1909 г.), на петербургском самолетостроительном заводе ("Акционерное общество воздухоплавания "В.А.Лебедев", был основан в 1910 г. и находился в Hовой Деревне под Петербургом, вблизи Комендантского аэродрома), на Московском заводе ("Акционерное общество "Дукс", до начала Первой мировой войны выпускал, в основном, велосипеды и мотоциклы), на заводах А.А. Анатра (итальянец, известный банкир), которые находились в Одессе (западная часть города у ипподрома) и Симферополе, а также на заводе предпринимателя, крупнейшего сахарозаводчика Ф.Р. Терещенко (был построен под Киевом). По сост. на 1 апреля 1917 г. на вооружении российской армии было 160 самолетов "Вуазен".
 - С.С. Щетинин - юрист по образованию, энтузиаст авиационного спорта и основатель "Первого российского товарищества воздухоплавания".
 - В.А. Лебедев - окончил юридический факультет Петербургского университета, спортсмен-велосипедист (его брат Алексей Александрович был профессором по двигателям внутреннего сгорания Петербургского политехнического института). После полетов братьев Райт, Фармана и Сантос-Дюмона В.А. Лебедев уехал во Францию и поступил в летную школу Фармана. Окончив ее в 1909 г., вернулся в Россию и поступил инструктором в Петербургский аэроклуб. В 1911 г. В.А. Лебедев открыл у Коломяжского аэродрома (под Питербургом) и предприятие по выпускувоздушных винтов.
 - В 1914-1915 гг. поручиком В. Ивановым был сконструирован практический аналог "Вуазена” - самолет модели "ВИ", но его серийное изготовление существенно затянулось из-за выявленных разноплановых недостатков.  
Автор признателен Вадиму Калиновскому за помощь в поиске иллюстрации [п. 2] к данному материалу. 

    Библиография:

 1. П.Д. Гудзь. "История воздухоплавания и авиации в России" (июль 1914 г. - октябрь 1917 г.)". (М., "Машиностроение", 1986, 368 с.).
 2. http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?t=703



Источник: http://www.computer-museum.ru
Категория: Радио публицистика | Добавил: uy5xe (10.11.2009) | Автор: Георгий Члиянц (UY5XE)
Просмотров: 911 | Теги: UY5XE | Рейтинг: 5.0/3
Кратко сказано:
Если Вам нечего подарить своему ребенку на Новый год - подарите ему братика или сестричку.
 » «Анекдоты»

Случайное фото

Поиск по сайту

Поиск позывных
Поиск в UR Callbook'e:
 

Поиск в RU Callbook'e:  
 

Поиск в QRZ Callbook'e:
 

Поиск в базе IK3QAR:
 

Latest spots

Contest Calendar

Новостная лента

Реклама Google

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright BSCC (Black Sea Contest Club) © 23.01.2007-2024 Разработка, дизайн и сопровождение сайта UR5EAW WWW СТУДИЯ UR5EAW
Внимание! Использование материалов разрешается только с указанием ссылки на сайт BSCC.
Хостинг от uCoz